donna_benta (donna_benta) wrote,
donna_benta
donna_benta

Омут

Не сомневалась, что роман  Алексея Варламова о Серебряном веке, Первой мировой войне и двух революциях 17-го года будет интересен.
И в самом деле - прочитала мгновенно, в один день, но впечатление осталось весьма противоречивое.



Попробую определить его двумя цитатами.

Одна - из интервью с самим А.Варламовым:
"Я много лет писал книги для серии «Жизнь замечательных людей» и чувствовал, что мне этого недостаточно. Любая биография — это попытка демифологизировать судьбы людей, которые занимались тем, что по разным причинам сознательно творили мифы из собственной жизни. Со временем документальный подход стал вызывать во мне внутренний протест, и захотелось решить обратную задачу".

Вторая цитата - из критической статьи Евгения Мельникова:

"За последней страницей лежит выжженная земля и совершенное мыслесмятение <...> Обвинить ли во всем произошедшем Ницше, или злокозненных немцев, или таинственную руку из будущего, или тлетворное западное образование, просочившееся в укрытую молитвами Русь — всё звучит тщедушно, а перечитывать в поисках ключей, догадок, намеков не хочется, поскольку мудрости ни у одного из героев нет, только некая зыбкая, непостоянная, ни в чем не укорененная точка зрения. Так и получается, что единой — не то чтобы правильной, но хотя бы чистой — ноты в этом красивом, трагическом романе не звучит..."

Новый миф создан Алексеем Варламовым блестяще. За персонажами угадываются лица Пришвина, Розанова, Распутина, Александра Грина. И перечитывать хотя бы первую часть безусловно захочется - ту самую, когда бесконечно и томительно тянется лето 1914 года,  и автор сдвигает во времени события личной жизни Михаила Пришвина, проецирует в прошлое то, что переживалось писателем в 1918-м году, и этот сдвиг рождает новую реальность. А каков потрясающий образ Круда - героя с биографией Александра Грина, но наделенного сверхкачествами его персонажей? И даже ружье, которое, по Чехову, обязательно должно выстрелить, - стреляет в совсем юную девушку. Но стреляет не тот, кто совершил такой выстрел в жизни (или я не знаю каких-то фактов биографии Пришвина?)
Конец романа страшен. Полностью соглашусь с Евгением Мельниковым, что за последней страницей "выжженная земля и совершенное мыслесмятение". Книга затянула, как омут, и не дала ответов.
Но зато следом прочитала биографию А.Грина, которая давно стояла на полке. И листала-перелистывала книгу о Пришвине, ахнув оттого, что в романе Варламов назвал его Легкобытовым, а ведь это фамилия главы хлыстовской секты, с которым писатель был знаком в Петербурге.  Открывались все новые и новые грани мистификации.
Долее всего разгадывалась таинственная фигура "дяди Тома", как выяснилось, в ней есть сходство с В.Бонч-Бруевичем, автором книг о русском сектантстве.  Но сколь тяжелая и зловещая сила чувствуется за ним, недаром Пришвин много размышлял о близости большевизма и сектантства.

 
Tags: домашняя библиотека
Subscribe

  • Музей славянской мифологии

    Ирина Трухина показала альбом "Русь древнейшая в картинах Всеволода Иванова", а мне вспомнилось, как несколько лет назад, во время томской…

  • День второй

    Эдуард Веркин приехал в наш город представлять всероссийский литературный конкурс Книгуру. Вместе с Евгенией Шафферт, интернет-обозревателем детской…

  • "Встает из тумана Черново среди луговой тишины..."

    Очень дорогое душе путешествие, не могу не сохранить в журнал. Оригинал взят у donna_benta в "Встает из тумана Черново среди…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments