donna_benta (donna_benta) wrote,
donna_benta
donna_benta

Category:

Книжный поток

Хорошо, что этот пост начала готовить, когда домашний компьютер еще не вышел из строя. Получился слишком большой, с трудом его завершила.
Пора подводить книжные итоги года, но в созерцательном недоумении оцениваю только масштабы собственного книжного расточительства и явной интернет-зависимости. Книжный поток несет, и как никогда не хватает времени прислушаться к себе и выхватить из него самое нужное душе.
Стопки последнего полугодия, то, что оставалось за пределами интернет-жизни.
Среди книг "для себя" целенаправленно искала лишь "Узел" Н.Громовой (на этой книге основаны ее видеолекции, о которых писала раньше). И продолжала читать Е.Катишонок, она оказалась очень нужной именно в этом году, между "Обителью" З.Прилепина и "Лестницей Якова" Л.Улицкой.
Но из неотменимого и важного пришли еще двухтомник Елены Благининой (огромная благодарность etta_place!) и детские дневники Ариадны Эфрон (с подсказки Оксаны horoshkovaok).






Благинину читаю медленно, кусочками. Она очень разная, часто одинокая, без радости в душе. И рядом с грустными дневниковыми записями воспоминания о самом близком и любимом - Георгии Оболдуеве, повествование о жизни сердца и очень честная история долгих непростых отношений, в которых полное приятие и прощение сменялись столь же страстным и суровым отчуждением.
А еще воспоминания об эвакуации, тяжелом быте и ожидании вступили в диалог с другими женскими историями - из книги М.Тавьева о Вере Чаплиной и повести "Мадонна с пайковым хлебом" М.Глушко.

 

В книге Н.Громовой с особым вниманием читала короткие главки о таких неоднозначных фигурах литературной жизни 20-30-х годов как Корнелий Зелинский и Леопольд Авербах.



Навигатор по современной детской литературе необходим для работы. В 1-м выпуске рассказывается о 25-ти авторах, среди которых Э.Веркин, С.Востоков, М.Москвина, В.Лунин, А.Гиваргизов, Е.Габова, А.Жвалевский и Е.Пастернак, О.Колпакова, Т.Михеева, Д.Емец, С.Георгиев, А.Орлова, И.Костевич, Д.Доцук. Прекрасные фотопортреты, биографические справки, живые размышления и воспоминания писателей. Правда, библиография своеобразная - без выходных данных. Но с нетерпением жду, когда появится в продаже второй выпуск.



Книги о художниках начала собирать вслед за беседами в Музее. Но с альбомом Кокорина, о котором давно мечтала, пока не произошло личной встречи-совпадения. Наверно, ближе его книги и цельные, единые по замыслу альбомы одной темы.

 

Интерес к скаутам - не из Интернета. В нашем городе возродилась скаутская организация и одно время была весьма активной, даже выпускались разнообразные печатные издания. А книга Кучина - это реквием по репрессированным русским скаутам, содержит главы о разгроме скаутского движения, лагерные воспоминания, рассказывает о российских скаутах-эмигрантах. И, как выяснилось, вполне доступна в электронном виде.





Среди переизданий у каждого есть особенно долгожданные. На этой фотографии - самые близкие и родные, с иллюстрациями В.Панова и Т.Ереминой. Мгновенно возвращают в раннее детство. Хотя именно тогда разноцветные книги Ереминой оставались несбыточной мечтой - многократно перечитывалась лишь история про Машеньку и зубную щетку в скромном издании с черно-белыми рисунками,  и в библиотеке покорила прекрасная "Крупеничка", которой до сих пор нас не порадовали.





В большой стопке тоже немало ностальгических книг, но не со всеми встреча оказалась удачной.



У знакомства со скромными "Зелеными цепочками" длинная предыстория: еще в 4-м классе лежала в больнице, и вечерняя  воспитательница пересказала нам фильм по книге. Помнила об этом все эти годы, долго собиралась прочесть книгу и посмотреть фильм, но вот открыла и сразу споткнулась о сухую реакцию мальчика на смерть мамы. Все же шпионский сюжет заслоняет все, и он из тех, что хочется оставить в том времени.
У Верейской тоже думала прочесть непрочитанное в детстве. Но или книга оказалась не к настроению, или уже поздно, не вернуться к эмоциям дошкольницы. Хотя "Таню-революционерку" вспоминаю до сих пор, и с "Тремя девочками" недавно познакомилась с большим удовольствием.
Зато "Слоненок пошел учиться" - безусловная радость, напоминание о любимой пластинке. Давно есть книга с иллюстрациями Коваленкова, но тут чудесный Евгений Монин, пройти невозможно.
И пусть в "Наших цветах" любимая иллюстрация с мышиным горошком воспроизведена неудачно, Н.Басманова оценена сердцем еще в детстве - самое дорогое воспоминание о лете, даче, и о том, как бывает близок каждый цветок в буйном разнотравье.

Если говорить о качестве переизданий, то в этом году оно в одинаковой степени неровное  и у "Нигмы", и у "Речи". У "Нигмы" разочаровала книга "Алладин и волшебная лампа" с иллюстрациями Д.Дубинского. Но переиздание Э.Рауда и прекрасные книги Андрея Брея (долганские сказки и "Театр открывается" Э.Мошковской) - большой шаг вперед для издательства. А вот для "Речи" с ее превосходной репутацией неудачи  с "Первоклассницей" Шварца и повестью В.Инбер "Как я была маленькая" весьма странны, неожиданны и значительный шаг назад. Вообще к серии "Такое разное детство" много вопросов. В таком увеличенном формате (желанном и нужном, многие книги 50-х были еще большего размера) особенно заметно, когда иллюстрации воспроизводятся не с оригиналов. Если издательство неспособно обеспечить качество, может быть, формат книг уменьшать и выпускать их в серии "Вот как это было"? И есть пример обратного. Соглашусь со многими, что "Солнечный денек" Л.Воронковой лучше было печатать в прежнем большом формате. При уменьшении иллюстрации Н.Устинова сразу потеряли "воздух", атмосферу, стали холоднее.

Вслед за Оксаной horoshkovaok начинаю собирать серию "Золотой век книжной иллюстрации" таинственного ООО "СЗКЭО". Издания печатаются (печатались?) в Латвии, Зворыкин не разочаровал, и значительно дешевле, чем у других издательств. Жаль, что серии нет в Лабиринте, у Озона доставка слишком дорога в наш регион.

 

А вот "Сказки  и стихи" Р.Кудашевой - это вторая попытка приобрести книгу по изданиям И.Кнебеля с рисунками А.В.Ложкина, и снова не слишком удачная. Первым подобную книгу выпустил АСТ, 4 года назад посвятила ей очень эмоциональный и негодующий пост в сообществе: http://kid-book-museum.livejournal.com/127080.html (не было даже указано, что ряд текстов принадлежит Кудашевой).

 

Сегодня не столь тороплюсь с оценками, поскольку появилась возможность увидеть сканы нескольких оригинальных книг с иллюстрациями А.Ложкина:
http://www.raruss.ru/childrens-books/3741-lozhkin-kudasheva-sanky-samokatky.html,
http://www.raruss.ru/childrens-books/3730-lozhkin-kudasheva-winter-begining.html.
В целом ощущения таковы:
В книге серии "Золотой век книжной иллюстрации" немного увеличены поля, и рисунки выглядят более соразмерными по масштабу.
В отношении цветопередачи трудно делать выводы, возможно, в "Санках-самокатках" современные издательства ориентировались на разные источники: АСТ близок к зеленоватым тонам издания "Новой деревни", а вот у СЗКЭО они совсем другие, темно-голубые. И если в  "Беде петушка" это издательство обращалось к книге 1910-го года, то главный персонаж слишком затемнен.
Главное, поняла, что делает подобные переиздания искусственными: очень ровные, однородные заливки фона. В оригиналах однородности нет. Ясно, что иные технологии, иная бумага, но хочется идентичных ощущений, таких, которые дает факсимильное воспроизведение.

Очень интересные впечатления от еще одного переиздания, которое тоже напомнило о старом посте для сообщества.



В свое время посчастливилось держать в руках французскую книгу про Жозефину 1933 года издания - с очаровательными иллюстрациями Honor C.Appleton: http://kid-book-museum.livejournal.com/106576.html С тех пор преследовало желание познакомиться с простыми историями про девочку и ее игрушки. Но, представьте, все игрушки Жозефины - сломанные! Тот же самый мотив, что и в стихах Нины Подгоричани, о которых говорили в этом году в сообществе: http://kid-book-museum.livejournal.com/1012669.html. Правда, художница переиздания Ирина Кондрашова избегает делать на этом акцент.
Хотя хорошо знакома с иллюстрациями Honor C.Appleton. Точно так же начинает книгу изображением игрушек Жозефины, можно сравнить:





И многие иллюстрации другой книги серии,"Жозефина и ее куклы", воспринимаются как почти прямое копирование  иллюстраций Honor C.Appleton (эту книгу еще не получила, воспользуюсь для сравнения фотографиями с Лабиринта):

 

 

Но как не относиться к  копированию, в целом книги с иллюстрациями И.Кондрашовой получились приятными, как и сами истории миссис Крэдок.

Тонкие переиздания покажу россыпью. Выбор их  большой и замечательный, невозможно приобрести все, приходится себя ограничивать.



Совсем немного детской букинистики - Е.Монин, Ю.Зальцман, А.Брей. За чудесного "Вурку-выдренка" большое спасибо Марине Агафоновой и Максиму Тавьеву (vchaplina_arhiv)!



И хорошие новые книги, которым особенно рада.
Лизбет Цвергер очень люблю, но не пропускаю только благодаря luvbux.



Вслед за "Модой на ботанику" - "Детство в Петергофе", еще одно напоминание о  прогулках по Петербургу и его окрестностям.



К поэтическому настроению собралось пять прекрасных изданий. И снова - им пришло время встретиться. Порой не спешу за свежими новинками.



Очень пестрая стопка красивых книг, большинство куплены со скидками еще летом. Бирмингем и Бычков - те художники, у которых стараюсь собрать все работы. Почему раньше ценила М.Федорова, но была к нему равнодушна - не понимаю.  Сколько находок, и ведь лица принцессы на горошине мы так и не видим. Самая загадочная сказка остается загадкой.



Игра в приключения Мюнхаузена на иллюстрациях Евгении Двоскиной заслуживает только превосходных слов. Готова листать бесконечно.





"Золотые сказки" - снова подсказка horoshkovaok. Иногда нужны книги, которые не совсем "твои", но очень яркие в своем роде. А вот с новыми работами современных иллюстраторов стараюсь знакомиться, и книга Анастасии Булавкиной показалась свежей и интересной.

 

Сборник Шарля Перро с иллюстрациями Ю.Николаева не назовешь цельным и безукоризненным, но притягивают его интерьеры и пейзажи.





Парадоксально: в пейзажах французских сказок больше ощущаются английские мотивы



А это первая книга Л.Марайя в домашней библиотеке. Наверно, любовь к  художнику надо испытывать с раннего детства, и если встреча не случилась еще в те годы, то оценить его гораздо сложнее. Но иллюстрации к балетным либретто разбудили именно детские воспоминания - о замечательном фильме-балете "Лебединое озеро" на большом экране Концертного зала.
И поздний Марайя совсем иной, чем ранний.





Совсем немного изданий для подростков, книг современных авторов. Слежу за серией "Настоящее время", что-то читаю в электронном виде, что-то - приобретая. О "Девочке перед дверью" не хочется говорить второпях, так много живого и осязаемого об эпохе.
Серия "Мутангелы" Аи эН вызывает отклик у подростков, автор даже сочинила продолжение вместе со своими читателями, поэтому надо познакомиться с первоисточником.

 

 



И последние две маленькие стопки, фотографировала их на работе.



Биография Толкина - для дочери, для себя под елку - двухтомник Надежды Мандельштам, с юности мечтала о достойном издании, но почему-то не складывалось.



А "Кондуит. Швамбрания" - это знаменитые повести Л.Кассиля в их первоначальном варианте из серии И.Бернштейна "РУСЛИТ: Литературные памятники ХХ века". В конце - послесловие редактора о городе Энгельсе, бывшем Покровске, фотографии из домашнего архива Льва и Иосифа Кассилей и статья Олега Лекманова "Как и для кого писались "Кондуит" и "Швамбрания". Очень нужная книга и очень нужная серия, но жаль, что статья слишком лаконична. И почему-то не указано, с каких изданий осуществлена публикация. Первых книжных, которые упоминаются в статье наряду с журнальными вариантами?
И странно оформлены названия глав - со строчной буквы, а не прописной. Как в первых изданиях? Или это дизайнерское новшество? Строчные буквы вступают в конфликт с прописными, когда те встречаются рядом в именах, больше задумываешься над оформлением, чем над смыслом.



Tags: домашняя библиотека
Subscribe

  • Этель Лилиан Войнич "Овод"

    В школьные годы читала и перечитывала роман Войнич в очень скромном издании, а вчера впервые увидела иллюстрации Саввы Бродского. Спасибо автору…

  • НУЖНО ЗАПИСАТЬ

    Больше месяца боролась с непонятной инфекцией, так и не выяснила, с какой. Параллельно шла дистанционная работа, в основном на библиотечном сайте и в…

  • ЖИВЫЕ КАРТИНКИ

    Городской праздник открытия Недели детской книги отменили в последний момент, а идея была интересная - пригласить детей на Карнавал оживших…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 102 comments

  • Этель Лилиан Войнич "Овод"

    В школьные годы читала и перечитывала роман Войнич в очень скромном издании, а вчера впервые увидела иллюстрации Саввы Бродского. Спасибо автору…

  • НУЖНО ЗАПИСАТЬ

    Больше месяца боролась с непонятной инфекцией, так и не выяснила, с какой. Параллельно шла дистанционная работа, в основном на библиотечном сайте и в…

  • ЖИВЫЕ КАРТИНКИ

    Городской праздник открытия Недели детской книги отменили в последний момент, а идея была интересная - пригласить детей на Карнавал оживших…