donna_benta (donna_benta) wrote,
donna_benta
donna_benta

Categories:

Прощальные гастроли футуриста

На волне общего интереса к книге Дмитрия Быкова о Владимире Маяковском расскажу подробнее об омской выставке, посвященной Давиду Бурлюку.





Так футуристически Омский музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля отмечает 125-летие закладки и 100-летие окончания строительства Транссибирской железнодорожной магистрали. При подготовке выставки впервые в истории музея проведен конкурс дизайн-проектов.






В проекте победителей Сергея Баранова (Салехард) и Евгения Груздова (Омск) центральное место "занимают образы паровоза и железной дороги как символы прогресса, несущие новую эстетику – эстетику Будущего. По замыслу авторов, паровоз – это олицетворение Бурлюка – грандиозного, шумного, приехавшего в марте 1919 года на станцию «Омск».





В соответствии с темой и замыслом на выставке представлены экспонаты из омского музея железнодорожников:







Но пора познакомиться с главным героем Давидом Бурлюком и его картинами, которым отведен отдельный зал музея.




На фотографии слева Д.Бурлюк в своей мастерской (Уфа), справа - с женой Марусей.

Маяковский о Бурлюке:

"В училище появился Бурлюк. Вид наглый. Лорнетка. Сюртук. Ходит напевая. Я стал задирать. Почти задрались.

Благородное собрание. Концерт. Рахманинов. Остров мертвых. Бежал от невыносимой мелодизированной скуки. Через минуту и Бурлюк. Расхохотались друг в друга. Вышли шляться вместе.

Разговор. От скуки рахманиновской перешли на училищную, от училищной — на всю классическую скуку. У Давида — гнев обогнавшего современников мастера, у меня — пафос социалиста, знающего неизбежность крушения старья. Родился российский футуризм.

Всегдашней любовью думаю о Давиде. Прекрасный друг. Мой действительный учитель. Бурлюк сделал меня поэтом. Читал мне французов и немцев. Всовывал книги. Ходил и говорил без конца. Не отпускал ни на шаг. Выдавал ежедневно 50 копеек. Чтоб писать не голодая…"



Две картины демонстрировались в Омске еще  в 1919 году и являются как бы фрагментом той первой выставки. Это работа самого художника "Портрет моего дяди" (1919) и картина его друга Е.Спасского "Настроение ночного всадника" (1918).





Спасский так вспоминал о том, как Бурлюк создавал "портрет дяди": «На выставках, кроме программок и книг, продавались и картины, но картины Бурлюка шли не очень хорошо, несмотря на то, что он старался их делать на разные вкусы. Единственно, что ему удавалось продавать чуть ли не в каждом городе, это «Портрет моего дяди». Он делал его быстро в гостинице, вклеивая куски газеты в разорванное углами лицо, имеющее три глаза, два носа и т. д.»





Евгений Спасский остался в Омске, а Давид Бурлюк продолжил свое турне, и в Иркутске продал картину друга и очередной вариант "портрета дяди" местному обществу художников.

Кроме картин из Иркутского областного художественного музея им. В.П.Сукачева, на омской выставке представлены работы Д.Бурлюка из музеев Томска, Красноярска, Башкортостана. Большинство из них решено не в авангардном, а в реалистическом ключе, и перед нами мелькают те лица, те пейзажи, которые сопровождали художника перед его решением покинуть Россию.

Не ожидала от Бурлюка такой способности всмотреться в человека, заглянуть в его глаза.

Вот два карандашных портрета 1919 года из фондов Томского областного художественного музея: один - неизвестного, другой - художника Николая Котова.





Продолжение экспозиции:




"Голова мальчика" (1910-е гг.) из Красноярского краевого краеведческого музея:




"Портрет женщины с мальчиком" (жены Марии Никифоровны Бурлюк со старшим сыном Давидом; 1917):




"Голова женщины" (1917) - еще один портрет Марии Никифоровны Бурлюк:



Оба портрета - из фондов Башкирского государственного художественного музея им М.В.Нестерова.


Несколько пейзажей Д.Бурлюка хранятся в Омском музее изобразительных искусств. Два из них раньше принадлежали известному врачу Владимиру Ишерскому.

Пейзаж "Деревня весной" (1916):




Пейзаж "Деревня вечером" (1917-1918):




Открыла для себя незаурядную личность владельца картин Владимира Ивановича Ишерского, не могу не поделиться с вами.



Еще в 1899 году Ишерский принял участие в работе Пироговского съезда врачей, где был избран членом комитета по исследованиям социально-экономических причин голода в России. "Функции комитета включали организацию медицинских и продовольственных отрядов, устройство специальных пунктов по сосредоточению запасов продовольствия в районах, наиболее подверженных голоду, их статистическое обследование и пр."
В 1900 году он приехал в Омск, в котором стал одним из организаторов больницы на железнодорожной станции. В 1902 году сдал экзамен на степень доктора медицины и готовил к печати свою диссертацию по гигиене на тему «Исследования водоемов Западной Сибири в пределах Западно-Сибирской железной дороги». Однако защитить диссертацию не смог, потому что 6 января 1906 года за участие в забастовке рабочих-железнодорожников был арестован карательной экспедицией Меллер-Закомельского и выслан в город Ялуторовск Тобольской губернии.
16 июня 1906 года Ишерский был избран членом первой Государственной думы от оседлого населения Акмолинской области, что заставило царскую власть вернуть его из ссылки. В Думе вошёл в социал-демократическую фракцию и в период работы в ней подписал шесть запросов, касающихся судеб политических заключённых.
Вскоре снова привлечен к суду и выслан из Степного края. В Уфе занялся частной медицинской практикой (в этом городе и познакомился с ним Д.Бурлюк).
С 1916 года Ишерский находился в действующей армии. Вернулся в Омск в конце 1917 года, служил в Сводном лазарете, участвовал в общественной жизни города (был членом Общества художников и любителей изящных искусств Степного края), руководил социал-демократической группой «Единство». В июне 1918 года после падения Советской власти в Омске стал одним из учредителей Омского отдела «Союза Возрождения России», поддерживавшего Временное Сибирское правительство.Во время Гражданской войны являлся личным врачом председателя Совета министров правительства Колчака. По завершении Гражданской войны работал в вузах Читы и Владивостока.


Маленький этюд Д.Бурлюка "У реки" тоже имеет отношение к Омску и В.Ишерскому:





На нем сохранилась надпись Д.Бурлюка:




А это фотография дома А.М.Эзет:




От себя добавлю, что Александра Максимовна Эзет была вдовой городского архитектора (с 1883 года - городского головы) Эдуарда Ивановича Эзета (1838-1892). Благодаря Эзету в нашем городе возведены здания мужской и женской гимназии, спальный и учебный корпуса Кадетского корпуса.


Самая большая коллекция картин Д.Бурлюка собрана в Башкирии. Именно здесь он жил с семьей с середины 1915 до начала 1918-го года на станции Иглино Самаро-Златоустовской железной дороги близ Уфы.


Картина "Весна в деревне Иглино" (1917):




В бугульминских степях, недалеко от железнодорожной станции Буздяк, у отца жены художника Н.И.Еленевского был свой дом. Однако Давид Давидович снял для себя и семьи большую крестьянскую избу, где также жили приехавшие с ним из Москвы сестра Марианна и начинающий художник Евгений Спасский, помогавший в организации выставок.

В Башкирии Д.Бурлюк много писал красками (около 150 произведений) и поставлял сено в армию, "был образцовым поставщиком".

37 его картин хранятся ныне в Башкирском государственном художественном музее им М.В.Нестерова, и часть из них представлена на омской выставке.

Например, "Букет сирени" (1917):




Еще один сиреневый мотив - "Расцветшая сирень" (1910-е гг.)




Две неожиданных и экспрессивных работы:




Верхняя - "Четыре обнаженные женщины. Фантастический мотив" (1918):




Нижняя - "Красный полдень" (1915-18):





Говорят, на этой картине "узнается и в сегодняшнем своем облике деревня Каран, во многом сохранившая этот пейзаж, планировку улиц, расстановку домов - все, за исключением порушенной мечети. Художник преобразил пейзаж в сказочно благословенный мир: под ультрамариново-синим небом, под золотом клубящихся облаков, у подножия глиняно-красных холмов раскинулась татарская деревня в своей обычной неторопливой жизни. Автор раскрывает на полотне радостно-поэтический мир с языческой влюбленностью в яркие сочные краски, живую материальность форм".


Бросим взгляд на общий вид стены:




И перейдем к завершению маленькой экспозиции:




Здесь перед нами "Сельский пейзаж"(1919) из Иркутского областного художественного музея им. В.П.Сукачева:




И картина "Четыре времени года" (1910-е) из Красноярского краевого краеведческого музея:




Транссибирская магистраль в годы гражданской войны была судьбоносной для сотен тысяч людей - беженцев из центральной России. Кто-то из них навсегда покинул страну, как Давид Бурлюк - в поиске совсем иных пейзажей.

Эта картина позднего американского периода его творчества - "Водопад кислого молока в Пенсильвании" (1960-е годы; из фондов Омского музея изобразительных искусств):





В экспозиции о Д.Бурлюке много копий интересных документов и фотографий, ради которых и поспешила посетить выставку в наши 30-градусные морозы. Документы уже показала в сообществе "Музей детской книги".








"Тында-Тунда трава". Алтайская легенда Антона Сорокина. Интересно пояснение внизу страницы.




И загадкой стал непривычный портрет Антона Сорокина, в чьем доме происходили омские литературные встречи. Увидела его копию среди других материалов со ссылкой на частное собрание.






Бурлюк рисовал в Омске Антона Сорокина и его жену:



Но известный портрет из фондов омского музея совсем иной:



Tags: г.Омск
Subscribe

  • Музейное настроение

    Вчера случился славный день. Планировала пройтись по главной нашей улице, определиться с точками для квеста и попутно посмотреть выставку в музее как…

  • Возвращаясь к старым постам

    Сегодня делаю много хороших открытий в одном местном блоге, у alex_mistch. Помните, писала в Музее детской книги об автомобильчиках 30-х…

  • Город на реставрации

    Всего через месяц наш город будет отмечать большой юбилей - 300 лет. Можно ли в это поверить, глядя на фотографии? Где идеальная праздничность и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Музейное настроение

    Вчера случился славный день. Планировала пройтись по главной нашей улице, определиться с точками для квеста и попутно посмотреть выставку в музее как…

  • Возвращаясь к старым постам

    Сегодня делаю много хороших открытий в одном местном блоге, у alex_mistch. Помните, писала в Музее детской книги об автомобильчиках 30-х…

  • Город на реставрации

    Всего через месяц наш город будет отмечать большой юбилей - 300 лет. Можно ли в это поверить, глядя на фотографии? Где идеальная праздничность и…