?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Восьмой сезон Книгуру

Вчера объявили победителей очередного сезона литературного конкурса "Книгуру". И удивительно. Неделю назад подготовила по заказу одной из библиотек презентацию конкурса для читателей младшего возраста, отобрала несколько произведений. И как раз они вышли в финал:

1 место - "Под созвездием Бродячих псов" Лилии Волковой,
2 место - "Кот забвения" Антонины Малышевой,
3 место - "Брат-юннат" Станислава Востокова.

 

С повестью Лилии Волковой результат, мне кажется, был предсказуем. Хорошая повесть о любви к животным и о том, как мальчику с девочкой приходится отстаивать право на нее, каждому по-своему. Реально, правдиво. Всегда думала - дети живут среди взрослых, а это непросто. Радует детская душевная цельность и сила чувств.
Несколько фотодоказательств, что после презентаций школьники бегут в библиотеку читать произведения с сайта Книгуру. И вновь встретиться с литературными героями.



Читают сказку Александра Киселева "Заячья капуста":



Еще раз обсуждают кота забвения, историю о бродячих псах и птицу-секретаря из повести Стаса Востокова:









А поиск омского автора Дмитрия Паткина в его родном городе превратился в настоящий квест. Пришлось в конце концов обратиться в оргкомитет конкурса, и в четверг мы познакомимся с Дмитрием Александровичем и его самыми свежими впечатлениями от церемонии награждения.
Но все же жаль, что на первый план выйдет факультативная презентация, которую сделала по случаю, а развернутая презентация для старшего возраста может отойти на второй план. Обидно за авторов более сложных произведений, среди них Эдуард Веркин, Нина Дашевская, Лариса Романовская, Артем Ляхович. Возможно, итоги необходимо подводить в двух номинациях, делить по возрастному читательскому адресу, а не опираться только на абсолютные цифры, полученные при подсчете голосов?
И немного о самых ярких впечатлениях от восьмого сезона Книгуру.



Над первыми страницами "Пепла Анны" Эдуарда Веркина смеялась в голос, так узнаваема "болезнь", которой страдает мама главного героя. "Филология головного мозга" в запущенной стадии. Любые жизненные впечатления вызывают у нее множество ассоциаций, реплик, слов. Обычные пассажиры аэропорта видятся персонажами Достоевского или Марка Твена. Неожиданная повесть, в ней явно откликнулась литературная повседневность, общение на книжных ярмарках, в редакциях издательств. В некоторой степени чудный "юмор для своих". И одновременно тягучий травелог, путевые заметки, которые не заносятся на бумагу, но складываются из впечатлений подростка от поездки на Кубу. И в этих впечатлениях взрослый человек может вычитать грустные смыслы о прошлом, настоящем и будущем. На фоне нашей общей ностальгии  отрезвляюще действует картина "резервации", где прошлое застыло и тянется бесконечно. Настоящее тонет в словах. А будущее проблескивает в молодых, но пока неопределенно...
Не может не заинтриговать книга, финал которой вызывает такие разные толкования:

"Возможно, что бездействие героев символично и все обратит в пепел, а некий порыв и взгляд в глубину приведет к встрече с Кукульканом в образе горбуна (он и вправду похож на согбенного человека на одном из изображений майя) и полету к звездам.
Атмосферно, солнечно-волнующе и звездно-щемяще. Определенно, повесть не для всех. Для тех, кто много читает..., кто умеет поймать волну настроения, почувствовать, как вращается Земля и кому разрешит владеть птичьим пером Кукулькан".

"Горбун-уродец с таинственным чемоданом (в нём прошлое, настоящее?) – контрастный зловещий образ. Можно предположить такую смысловую цепочку: горбун – Гюго – звонарь – Хэмингуэй «По ком звонит колокол». Горбун запускает этот колокол. Ускользающая Гавана превращается в белоснежный корабль-лебедь: «ведь место его не здесь, и его дом не здесь, он давно устал здесь от жара и вони, он ждёт прыжка и полёта сквозь лёд». Он навсегда исчезает в небе, за границами владений усталых богов".


Ниной Дашевской представлена на конкурс дилогия с необычным замыслом - "Моцарт и Сальери" в варианте для подростков, с ними же в образах главных героев. В повесть "День числа Пи" погружалась сложно, чуть не остановилась на первой странице. Такое же оцепенение чувствовала последний раз в 8-м классе, когда не решалась задача по физике. Пришлось призывать на помощь дочь и вместе прибегать к математическим выкладкам, чтобы вспомнить и понять, как это "любое число в нулевой степени равно единице".
Но с каждой строчкой становилось все интереснее узнавать, как же воспринимает мир мальчик Лёва с его необыкновенными задатками. Он остро чувствует связь музыки и математики, и саму музыку ощущает в цвете. А Нине Дашевской в очередной раз удалось талантливо сыграть "музыку души" своего героя.
Правда, вторая мелодия, другого героя и в другой повести, зазвучала диссонансом к первой. Этот диссонанс понятен, в нем и есть авторский замысел, но гармония книг Дашевской так привычна, что не сразу смиряешься с дисгармонией. Если в первой повести мы воспринимаем Лёву изнутри, и это бесконечный мир, то во второй смотрим на него со стороны, образ мальчика мельчает. Да, понимаешь, что он страдает заболеванием аутического спектра, рядом с такими подростками нелегко. Известный сюжет получает новый излом: не только Сальери опасен для Моцарта, но и Моцарт чуть не приводит к гибели Сальери. И как жалок прекрасный Лёва в тот момент...
В дилогии Дашевской есть на этот раз острая грань: на обывательский взгляд гениальность зачастую кажется болезнью. И обыватель получает тому новое доказательство. Мне, признаться, хотелось остаться в первой повести, целиком в душе Лёвы. Но не всегда же слушать только гармоничную музыку? И Лёва предпочитает другую. А у читателей есть возможность поразмышлять с автором и героями о таланте и гениальности, жизни души и предназначении.

Простая повесть Оксаны Миликовой "Каждому нужна своя Аляска" о том, чем мы все болеем уже несколько лет, и о связях, которые разрушаем своими руками. Как в этом мире жить детям? Оказывается, просто, как нужно бы и взрослым: заново вязать-восстанавливать связи, как вяжет салфетку девочка Юля в память об умершей бабушке и посылает родственникам на Украину.
Фантасмагорию Артема Ляховича "Дырка" прочла, пытаясь понять, что же принес ему опыт последних лет, что изменилось в его восприятии ситуации. Отличия заметила, но об этом, наверно, каждый делает сегодня свои выводы.



От коллег услышала мнение, что в восьмом сезоне Книгуру для них нет безукоризненных книг-лидеров, но самой было интересно читать почти каждое произведение. Можно наблюдать, как меняется подростковая литература, над чем размышляют авторы. Пусть это процесс не всегда  выглядит завершенным, но дети получают бесценный опыт соразмышления.
Хорошо сказал Шамиль Идиатуллин:

«У детской литературы роль решающая. Книга остаётся универсальным инструментом, который превращает человеческого детёныша в человека. Литература должна соответствовать эпохе. Если читатель встречает текст не своего времени, он не считает его честным – и мы теряем читателя. Тогда мы не вырастим человека, который сделает большой шаг для человечества. А если ребёнок или подросток не будет учиться на литературе, ему остаётся учиться только на своём примере. Это не всегда безопасно. И у «Книгуру» в этом смысле – экологическая ниша: книгурушные писатели умеют зайти с той стороны, где читатель не ждёт, потянуть его за собой – и начать говорить с ним на сложные и серьёзные темы».

Comments

( 26 комментариев — Оставить комментарий )
maiorova
9 дек, 2017 14:18 (UTC)
Кот забвения - какое название хорошее.
donna_benta
9 дек, 2017 14:26 (UTC)
Да. И вроде бы что для детей категория памяти, но название их тоже сразу привлекает.
maiorova
9 дек, 2017 14:27 (UTC)
Я, конечно, не специалистка по памяти, но именно для детей она, как видится, важная штука. Не только самим помнить, но и быть запомненными... помнимыми, если так можно сказать.
donna_benta
9 дек, 2017 14:43 (UTC)
Включенными в общий круг и выделенными индивидуально?
Мне замысел повести понравился, необычный, но написано невнятно, герои совсем не запоминаются. Собственно, герой один - кот.
easthalcyon
9 дек, 2017 14:23 (UTC)
О! Паткин найден. Слушайте, журналистика в Омске днище днищенское. Имея автора нормальной российской премии ни одна ленивая жопа не поднялась, чтобы его найти. Я месяц ждал хотя бы короткого интервью.
donna_benta
9 дек, 2017 14:33 (UTC)
И вроде бы все заметили омича в коротком списке, но никто не нашел. Я тогда просмотрела все публикации.
А стоило написать в оргкомитет - ответ пришел сразу.
Мы попробуем в понедельник отправить пресс-релиз о встречах с Д.Паткиным в ряд СМИ, вдруг кто-нибудь отреагирует. А Дмитрию Александровичу есть, что сказать, у него интересный диалог с читателями получился на сайте Книгуру.
easthalcyon
9 дек, 2017 14:38 (UTC)
Читал я новости в октябре, переврали всё что можно. (((
donna_benta
9 дек, 2017 14:40 (UTC)
Да, в одном случае написали, что в короткий список вошел юный автор из Омска( Наверно, решили, что конкурс для школьников.
easthalcyon
9 дек, 2017 14:52 (UTC)
Шедеврально, не видел. Но путать рукопись с книгой и рассказ с повестью при том, что за три секунды тебя гугль отправит куда нужно и ты сам всё увидишь, но ты ленивый дурачок и так сойдёт это для меня за пределом.
Я однажды встретил в омском автобусе школьницу восьмого класса. Она ехала из Нефтянников с учителем (раньше работала на севере) на некую олимпиаду. По этим вводным данным мне потребовалось десять минут в поиске и один разговор с учителем, чтобы найти девочку и подарить ей книжку. А здесь фамилия и имя и контакты организаторов и вообще. Дно, как оно есть, планктон офисный с карандашами и ноутбуками.
И ведь те, кто отзовётся, зная как это в Омске делается, с вероятностью 90% не удосужится прочитать выложенную в открытом доступе повесть, хотя бы просмотреть и будут заваливать тупейшими общими вопросами или вообще о судьбе детской литературы в России, на что и в охотку лень отвечать. (((
donna_benta
9 дек, 2017 14:59 (UTC)
Да, все грустно(
Но мне кажется, авторы и писательские организации тоже должны влиять на развитие среды, что их принимает и читает, на развитие той же литературной критики и журналистики. Авторам проще взять интервью друг у друга, задать профессиональные вопросы. Главное - иметь площадки, где опубликовать.
У нас две встречи с Паткиным - для библиотекарей и читателей - будут проходить в четверг в детской библиотеке им. Т.Белозерова. Начнутся в 10 часов 30 минут. Если хотите, можем вас познакомить.
easthalcyon
9 дек, 2017 15:05 (UTC)
Вобщет журналистов должны учить и найти человека и грамотно (!) взять интервью. Это их работа и хлеб. Но это глубокая провинция, к сожалению. У нас тут платят за пересказ московских новостей и гламур.
Если у меня будет время, то я подъеду, тем более библиотека Белозёрова, моя любимая.
donna_benta
9 дек, 2017 15:12 (UTC)
Будем рады!
А какие у вас впечатления от восьмого сезона Книгуру и повести Паткина?
easthalcyon
9 дек, 2017 15:26 (UTC)
Мне понравилась Миликова. Но название повести паразитирует на Грине. (((
У Паткина самый слабый из текстов.
donna_benta
9 дек, 2017 15:49 (UTC)
Да, Миликова мне тоже понравилась.
Но, кажется, большинство текстов сезона сыроватые, и часть из них совсем не для детей. У Паткина же четко подростковая повесть, и она будет читаться. И в ней есть, что обсудить. Вроде бы прописные истины, как слабость становится силой и пр., но многие подростки о них задумаются впервые.
easthalcyon
9 дек, 2017 16:14 (UTC)
Даже если это пятнадцатый текст года это отнюдь неплохо. А так там дыры в мотивации, шаблонные герои, так себе язык. Но он знает дзюдо и все сцены с махачем неплохи.
donna_benta
9 дек, 2017 16:22 (UTC)
Что явное достоинство для мальчишек) Спортом Паткин занимался.
easthalcyon
9 дек, 2017 17:10 (UTC)
Знание матчасти всегда достоинство. В общем интересно посмотреть.
livejournal
9 дек, 2017 14:28 (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal сибирского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
tomtar
9 дек, 2017 22:12 (UTC)
Название повести Веркина казалось странно знакомым, а сейчас вспомнилось - "Прах Анджелы". Была такая книга и экранизация. Тягостная история и, кажется, не имеющая явных перекличек с книгой Веркина. Но надо почитать повнимательнее. Кстати, кроме "филологикнутой" мамы, там еще и папа явно живет Кубой не Фиделя, а Хэма.
donna_benta
10 дек, 2017 01:32 (UTC)
Папа тоже в плену чужих слов. А мальчик плывет по течению жизни и пытается рождать свои слова, но пока лишь слова...
Не знаю, есть ли связь с "Прахом Анджелы". Здесь девушка Анна находится на некой грани: еще не может полностью избавиться от преданности прошлому своей страны и одновременно именно ей выпадает сжечь часть семейного прошлого, превратить его в пепел. Сжечь слова.

Edited at 2017-12-10 01:40 (UTC)
sergej_manit
9 дек, 2017 22:28 (UTC)
Поздравления Омску со славной победой! )

.... а этого Веркина не охота читать что то...
donna_benta
10 дек, 2017 01:23 (UTC)
Омский автор лишь вошел в короткий список, победители из других городов)
А читать не хочется именно эту повесть Веркина, или в целом его творчество не нравится?
sergej_manit
10 дек, 2017 03:02 (UTC)
- всё равно хорошо же! )

Да я всё остальное Веркина прочитал, уж говорили не раз давно... А тут - тема не очень как то )
donna_benta
10 дек, 2017 03:14 (UTC)
Я и помню, что вы читали) А тут тему трудно определить. Куба глазами подростка и автора.
sergej_manit
10 дек, 2017 03:16 (UTC)
ну подумаю ещё тогда )
( 26 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Ноябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Разработано LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono