?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Постепенно собираю комментированные издания из серии Ильи Бернштейна "Руслит. Литературные памятники ХХ века".
Очередная книга, о которой уже два месяца много говорят,  - в самом деле настоящее событие.





Парадокс. Любимый всеми писатель Виктор Драгунский умер почти 50 лет назад, а  мы только сегодня можем по-настоящему познакомиться с его биографией. В сборник включен обширный биографический очерк Марины Щукиной. Множество неизвестных нам фактов и фотографий.
И поскольку на сайте Лабиринта всего несколько изображений книги, покажу ее немного подробнее.



Остановлюсь на приложениях.
Знали ли вы, что в 107 километрах от Гомеля есть местечко Драгунск? Отсюда и вышли Драгунские. А дед писателя Лейба-Хаим Драгунский, бундовец и меньшевик, активно участвовал в революционном движении. Марина Щукина подробно рассказывает о судьбе Драгунских в то бурное время.
В очерке много мелких черно-белых фотографий, часто излишне мелких, хотелось бы всмотреться в лица, но это немного компенсируется двумя вкладками на мелованной бумаге.










К сожалению, фотография Юзефа Перцовского, отца Виктора Драгунского, расположена совсем неудачно:

















Очерк занимает 60 страниц. За ним следует статья о том, каким временем рождены знаменитые "Денискины рассказы".







Затем публикация о доме, в котором жили писатель и его сын Дениска - прототип главного героя. Полуподвал дома для советской элиты (кашу никак не сбросишь с верхнего этажа). Где, как не тут, более всего ощущается иерархия "государства рабочих и крестьян"? Но атмосфера рассказов настолько свободна, что даже намеком не можешь понять, в каких условиях они рождались.









Очень интересна статья самого Ильи Бернштейна о его редакторской работе над сборником. И классификация тех многочисленных исправлений, которые вносили в рассказы Драгунского редакторы: ошибочная правка, цензурная, разъяснительная, стилистическая. Причем правка вносилась не только при жизни автора, но и после его смерти. Нельзя не удивиться вместе с Ильей Бернштейном: "Практика серьезных посмертных исправлений авторских текстов, знакомых миллионам, читанных несметное число раз и выученных очень "близко к тексту", казалась невозможной..." Но между прижизненным изданием "Рыцарей и еще 57 историй" (1968 г.) и "Денискиными рассказами" издательства АСТ (2013 г.) обнаружилось около 1200 отличий! В новом сборнике восстановлена авторская версия всех рассказов и цикла в целом, его композиции.





Еще один материал приложения - о читателях Виктора Драгунского:





Далее следуют комментарии к рассказам, весь раздел с ними - на мелованной бумаге:





Реалии 60-х годов, которые часто вспоминают с ностальгическим чувством - предметы, марки, значки, фильмы. А также лица ушедшей эпохи, спортсмены, космонавты, клоуны.
7 секретов комментариев раскрывают на сайте "Arzamas": https://arzamas.academy/mag/477-deniska
Проиллюстрирую разворотами.

































И огорчение - совсем крохотные и неудачно размещенные фотографии прототипов Мишки и Аленки. Хотелось бы скопировать и включить в презентации для детей, а не получится.







Чтобы яснее стало, какова книга целиком, покажу также иллюстрации Алексея Капнинского к самим рассказам Драгунского. В тексте много черно-белых, а на мелованных вкладках - цветных. Выделю городские пейзажи, персонажи не очень привлекательны.




















Не определюсь до конца с собственным отношением к тому, нужны ли комментарии к лирическим и психологическим детским рассказам, не разрушают ли они их атмосферу, не уводят ли от главного. И не так  рассказы сложны, все можно понять из самого текста.
Но споры по поводу комментирования детской литературы кипят нешуточные:
- обращение к произведениям членов Союза писателей - это реабилитация советского официального искусства;
- подобные издания - ученая легитимизация ностальгии по детству у нынешних взрослых, успех обеспечен;
- наоборот, комментарии переводят советское в исторический план;
- комментарии не академичны, а ироничны;
- читателям нужно объяснять, что мы понимаем под "советским" сегодня, как к нему относиться.
Есть над чем подумать.
А еще лучше - дальше читать Драгунского, хотя бы автобиографическую повесть "Он упал на траву". Другой вариант песни, даже не догадывалась столько лет, что ведь это любимая с детства "Там вдали, за рекой..." Теперь не забудешь...

Comments

( 25 комментариев — Оставить комментарий )
pochta_polevaya
29 янв, 2018 17:46 (UTC)
Спасибо огромное, в Библиоглобусе, наверное есть?
Я росла на этих рассказах, потом мой сын. Сколько они нам дали в понимании мира и людей!
"Просто нужные книги ты в детстве читал...")
donna_benta
29 янв, 2018 17:55 (UTC)
)) Да, Драгунский как камертон, им настраиваешься.
Не знаю, как в Библиоглобусе, но в интернет-магазине Лабиринт точно есть.
livejournal
29 янв, 2018 18:28 (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal сибирского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
vnu4ka
29 янв, 2018 18:28 (UTC)
большое спасибо!
а какую часть от книги занимают сами рассказы? и они, надо понимать, даны в авторской редакции, не отредактированы?

с иллюстрациями прямо все повторяется... и встык переплета, и крохотные портреты, которые хочется и не получается рассмотреть :(((
donna_benta
29 янв, 2018 23:57 (UTC)
Рассказы - 230 страниц, все приложения с биографическим очерком - почти 200. Если сравнивать с "Кондуитом и Швамбранией", где приложения занимали всего 14 страниц, а повесть заслуживала большего, то расширение объема налицо.
Рассказы в этом издании вроде бы в восстановленной авторской редакции, но еще не вчитывалась. Дома есть толстый том "Денискиных рассказов" 90-х годов, покупала для дочери, и кое-что из букинистики. И сразу заказала большой том от издательства АСТ: долго собиралась, но сейчас захотелось прочесть воспоминания Дениса Драгунского о детстве в виде связного текста, а не ловить детали в комментариях.
А с иллюстрациями, видимо, сознательно решено, что в комментариях они в мелком варианте, в других приложениях и биографии - чуть крупнее. Но в этой книге не так обидно - о реалиях 60-х материала очень много и в Интернете, и в других изданиях, достаточно намека-напоминания. А вот в комментариях Гельфонд к Бруштейн материал менее доступный для каждого. И, конечно, если какие-либо изображения публикуются впервые в печатном виде, то обычно делается такая пометка, и хочется увидеть их в хорошем качестве.
А верстка во всех книгах схожая, черта редакторского и серийного стиля. Мне кажется, не учитывается, что подобные издания должны быть не только для индивидуального чтения. Раньше они специально выходили для педагогов и библиотекарей, служили основой большой просветительской работы. Многое хочется показать читателям на встречах, а практически невозможно.



Edited at 2018-01-30 00:52 (UTC)
vnu4ka
30 янв, 2018 06:41 (UTC)
ой, 14 страниц это удивительно... 200 уже хорошо, положила себе эту книжку в корзину на Лабиринте.

верстка неудобна не только для встреч, мне думается :( вчера мама забрала у меня читать комментарии к Бруштейн, но она плохо видит, и что она там прочтет на приведенных документах, прямо не знаю (а она как раз всякие такие документы изучать очень любит)
donna_benta
30 янв, 2018 06:46 (UTC)
Да, жаль, что не прочесть. Но сам комментарий Гельфонд очень хочу получить, через день будет ясно, вышлют ли. Думаю, узнаю из него много нового.
А приложения к "Кондуиту и Швамбрании" были интересными, но столь краткими, что на каждой строчке про себя вздыхала, что хотелось бы узнать больше.

Edited at 2018-01-30 06:47 (UTC)
vnu4ka
30 янв, 2018 06:49 (UTC)
не, ну 14 страниц это вообще не комментарий, а просто сопроводительная статья к обычному изданию может быть такого объема...

Гельфонд без сомнения надо покупать, и второй том тоже, там анонсированы очень интересные вещи.
donna_benta
30 янв, 2018 06:56 (UTC)
Там не комментарии, а только приложения, те самые статьи. Но от серийного издания ждешь большего.
А какие особо интересные вещи анонсированы во 2-м томе Гельфонд? (Хотя, если будет первый, то второй однозначно нужен...)
vnu4ka
30 янв, 2018 08:15 (UTC)
вот, мама зачитала из книжки:

Комментарии к третьей повести трилогии, биографический очерк, статьи об истории написания и бытования трилогии "Дорога уходит в даль", ряд ранее не публиковавшихся текстов Бруштейн:
дневник 12-летней Саши Выгодской
очерк о поездке в Вильнюс летом 1941 года
черновые наброски-зарисовки о родных
несколько стихотворений
фрагменты черновых редакций "Дороги"
donna_benta
30 янв, 2018 08:18 (UTC)
О, спасибо вам и вашей маме! В самом деле интереснейший анонс! Надо будет заранее думать, как получить второй том. Неизвестность с первым уже месяц держит в напряжении.
vnu4ka
30 янв, 2018 08:52 (UTC)
да, анонсировано очень заманчиво :)

а почему вы не заказывали на Планете? не получилось? так вроде наиболее гарантированно, что достанется книга...
donna_benta
30 янв, 2018 09:00 (UTC)
Несколько побаиваюсь всего неизвестного) Даже не знаю, есть ли при заказе на этом сайте почтовая доставка в регионы России. Сейчас даже Озон за доставку почтой в наш регион берет не менее 500 рублей. Поэтому одну желанную книгу никак не закажешь, будет "золотая".
vnu4ka
30 янв, 2018 09:02 (UTC)
500 рублей, мамочки...
а пункт самовывоза есть в Омске? Аня в Екатеринбург все заказывает с Лабиринта самовывозом, так вроде дешевле.
donna_benta
30 янв, 2018 09:06 (UTC)
Пункты самовывоза есть, конечно. Но туда доставляют заказы только на сумму от 1500 рублей, не меньше. Сейчас пришло извещение, что появилось в продаже первое издание "Седьмой симфонии" Цинберг (мечтала о нем с детства) - пришлось срочно добавлять в корзину еще букинистики, чтобы доставили в пункт самовывоза. Платить за доставку почтой больше, чем стоит сама книга, не хотелось.

Edited at 2018-01-30 09:06 (UTC)
vnu4ka
30 янв, 2018 09:21 (UTC)
ой, еще и ограничение по цене :((( в общем, купить книгу это настоящий проект, получается, если ты не в Москве.
donna_benta
30 янв, 2018 09:29 (UTC)
Да(( Поэтому и предпочитаю "Лабиринт", он без таких проблем. Доставка бесплатная, а до 500 рублей - всего 20 рублей доплачиваешь.
asja_nikova
30 янв, 2018 13:36 (UTC)
Спасибо за публикацию такого интересного материала, вот прямо очень-очень захотелось почитать. Хотя я никогда особо не любила "Денискины рассказы".
Но зато в комментариях увидела про Брунштейн, а "Дорога уходит в даль" одна из любимейших книг!
donna_benta
30 янв, 2018 13:57 (UTC)
А я, наоборот, не читала в детстве Бруштейн (и признаться, до сих пор не дочитала толстый том, но, надеюсь, комментарии заставят это сделать). Зато "Динкой" Осеевой зачитывалась.
А почему вы не очень любили "Денискины рассказы"?

Edited at 2018-01-30 14:02 (UTC)
asja_nikova
30 янв, 2018 14:03 (UTC)
Я не то, чтоб не любила - просто прошли мимо, не оставив никаких впечатлений.
"Динку" тоже люблю. Регулярно брала затрепанный томик Осеевой в библиотеке, помнится, и расстраивалась, если его не было. А потом мама сделала мне шикарный подарок - двухтомник Осеевой.
Кстати, перечитывала "Динку" пару лет назад - все с тем же восторгом. Продолжение, правда, мне не так нравится, как первая часть.
donna_benta
30 янв, 2018 14:07 (UTC)
Да, первая часть - лучшая. И тоже брала в библиотеке много-много раз, было несколько книг, которые могла перечитывать бесконечно
pochta_polevaya
30 янв, 2018 18:39 (UTC)
И я тоже зачитывалась "Динкой". Такой зеленый томик - матерчатый переплет?
donna_benta
31 янв, 2018 00:18 (UTC)
Даже не могу вспомнить, как выглядела книга, которую взяла в библиотеке впервые. Но перечитывала такую:

schwarzort
3 фев, 2018 00:34 (UTC)
здравствуйте. спасибо за рецензию. картинки (Мишка, Алёнка и проч.) могу вам прислать
donna_benta
3 фев, 2018 03:56 (UTC)
Доброе утро! Этот пост нельзя назвать рецензией, я лишь показала книгу, было обидно, что в Живом Журнале и Лабиринте к ней меньше внимания, чем на Фейсбуке.
А за картинки была бы очень благодарна! Мы могли бы тогда провести интересную презентацию для библиотекарей и потом использовать на мероприятиях для детей.
( 25 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Ноябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Разработано LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono